Фрагмент для ознакомления
2
В психологии и философии понятие «личность» подвергалось широкому исследованию и различным интерпретациям. Согласно психологическому словарю, личность – это интегрированный комплекс, воплощающий последовательность и отличительность поведенческих черт [Краткий психологический словарь, 1998, с. 494]. Личность поступает так, как диктуют ей нормы поведения, побуждающие индивидов взаимодействовать с окружающей средой. Б.X. Алиев и Р.В. Джаббаров утверждают, что личность формируется в результате взаимодействия индивидуальных способностей, ожиданий общества и образовательных контекстов [Алиев, Джаббаров, 2008, с. 16]. Эта точка зрения дополняется Л.В. Куликовой: «на развитие личности существенное влияние оказывают культурно-исторические рамки, в которых существует человек, поэтому формирование личности – процесс, глубоко укорененный в социальных взаимодействиях и культурных нормах» [Куликов, 2009, с. 7]. Н.Ф. Асланова развивает эту взаимозависимость, подчеркивая роль социального окружения в торможении развития личности [Асланова, 2017, с. 185]. По мнению Л.И. Анцыферовой, свойства личности не сводятся к простым биологическим или средовым детерминантам, а являются результатом сложных взаимодействий между ними.
Культурно-исторический подход, предложенный А.Г. Асмоловым, утверждает, что развитие личности должно быть понято через призму социальных и культурных взаимодействий, которые глубоко формируют и определяют индивидуальное поведение с течением времени [Асмолов, 2007, с. 112]. Эта точка зрения находит отклик в работах Л.И. Божович, которая подчеркивает, что формирование личности в детстве неразрывно связано с социально-психологической средой, в которой ребенок взрослеет, вбирая в себя роли и нормы, диктуемые ближайшим окружением [Божович, 1968, с. 300].
Влияние глобализации на личность было рассмотрено З. Бауманом, который утверждает, что глобализированный мир создает текучие идентичности, где традиционные социальные роли и отношения становятся все более преходящими [Бауман, 2004, с. 50]. Используются теоретические синтезы, основанные как на классических, так и на современных источниках, чтобы проследить эволюцию личности в условиях меняющихся социально-экономических условий, обозначенных понятием ноосферы В.И. Вернадского, который предлагает рассматривать саму научную мысль как планетарный феномен, влияющий на развитие человека [Вернадский, 1991, с. 261]. Эту идею дополняет анализ К. Галли роли национального государства в формировании идентичности индивида в глобальную эпоху, подкрепляя мысль о том, что национальный контекст все еще играет роль, даже когда глобальные силы перекраивают личные и коллективные идентичности [Галли, 2009, с. 152]. Эти подходы в совокупности подчеркивают необходимость учета широкого спектра социокультурной динамики, влияющей на развитие личности. Синтезированные методологии и интерпретации обеспечивают многомерное понимание личности, отражающее ее сложную, динамичную и культурно встроенную природу.
Философские корни личности, подробно разработанные А.В. Петровским, подчеркивают переход от рассмотрения личности как набора черт к пониманию ее как динамической системы саморегуляции и взаимодействия с внешним миром [Петровский, 1990, с. 102]. В области психологии на развитие концепции личности оказали глубокое влияние работы таких ученых, как Н.И. Рейнвальд, который утверждал, что личность должна быть понята не только через индивидуальные черты, но и через модели поведения, которые последовательно проявляются в различных контекстах и взаимодействиях [Рейнвальд, 1987, с. 56]. Важнейший вклад внес А.Б. Орлов, подчеркнувший, что личность формируется не только врожденными характеристиками, но и постоянным взаимодействием индивида с социокультурным окружением и его адаптацией к нему [Орлов, 2002, с. 45]. Ю.А. Погорельцева включила в рамки изучения личности влияние социальных ролей и межличностных отношений, предположив, что личность конструируется совместно через социальную активность и личный выбор [Погорельцева, 2011, с. 33]. В.Г. Воронкова обсуждает влияние будущих общественных трансформаций на концепцию личности, предполагая, что развивающиеся социальные парадигмы требуют переоценки того, что представляет собой личность в быстро меняющемся мире [Воронкова, 2014, с. 145]. О.Н. Юречко исследует последствия экзистенциального и феноменологического анализа для понимания развития и эволюции личности [Юречко, 2024].
Таким образом, рассмотренные выше научные исследования показывают, что концепция личности превратилась из статичного набора черт в сложную, динамичную систему, которая взаимодействует с меняющейся средой, что требует постоянного изучения и теоретической доработки. Эта эволюция отражает глубокое понимание многогранной природы человека и разнообразных проявлений личности в различных культурных, временных и контекстуальных аспектах.
1.2. Факторы, влияющие на формирование личности
Факторы, влияющие на формирование личности представляют собой сложное взаимодействие, которое формирует личность на всех этапах развития. Наследственность, включающая генетический план, унаследованный от предков, наделяет человека основополагающим набором потенциалов и предрасположенностей. Эти генетические основы, однако, проявляют свое влияние в сочетании с факторами окружающей среды. Переменные окружающей среды (социально-экономический статус, культурный контекст, динамика развития семьи, возможности получения образования и взаимодействия со сверстниками) динамично взаимодействуют с генетической предрасположенностью, усиливая или смягчая генетические проявления. Например, такая генетически предрасположенная черта, как темперамент, может существенно зависеть от стиля воспитания, с которым сталкивается человек: воспитывающая и поддерживающая среда может способствовать позитивному проявлению темперамента, в то время как неблагоприятные условия могут привести к развитию негативных форм поведения. Среда – это не статичный фон, а динамичная система, которая реагирует и развивается вместе с ростом индивида. По мере взросления индивиды избирательно взаимодействуют с элементами окружающей среды, которые отражают и усиливают их развивающиеся предпочтения, интересы и способности – этот процесс называется «выбор ниши». Взаимное взаимодействие предполагает, что индивиды не просто пассивные реципиенты окружающей среды, а активные агенты в формировании траекторий своего развития.
Влияние социальных институтов, таких как семья, школа и общество, на развитие личности широко признано и всесторонне изучено с помощью междисциплинарных методов. Эти институты, представляющие собой совокупность культурных, экономических и образовательных сил, взаимодействуют между собой и формируют психологическую архитектуру личности. Как отмечает Л.В. Борисова, семейное окружение вносит фундаментальный вклад в первоначальную нравственную и эмоциональную закалку индивида, являясь первичной матрицей, из которой начинает выкристаллизовываться личность [Борисова, 2022]. Система образования, в частности школа, играет ключевую роль, как подчеркивает В.А. Барабанщиков. Они оказывают значительное влияние на процесс социализации, модулируя развитие личности через структурированные взаимодействия и формализованные нормы [Барабанщиков, 2008].
Общество в целом, с его сложной сетью социальных норм и коллективным сознанием, оказывает глубокое влияние на формирование личности. Этот аспект, исследованный А.В. Брушлинским, предполагает, что влияние общества выходит за рамки простого контекстуального фона и активно участвует в конструировании индивидуальной идентичности через опосредованный опыт и разделяемые практики [Брушлинский, 2009]. Динамическое взаимодействие между индивидуальным агентством и общественными структурами подчеркивает диалектическую природу развития личности, при которой личностный рост происходит под влиянием общественных условий. Т. Климстра доказал, что в подростковом возрасте на развитие личности и формирование идентичности решающее влияние оказывают как формирующаяся Я-концепция, так и механизмы социальной обратной связи [Klimstra, 2013, p. 82]. Эта фаза развития знаменует собой критический период, когда биологическое созревание и психологическая эволюция интенсивно взаимодействуют. С биологической точки зрения роль темперамента в формировании личности изучена достаточно полно. М. Ротбарт и С. Ахади описали, как ранние черты темперамента, обусловленные генетическими и нейрохимическими факторами, создают первоначальную основу для последующих черт личности, которые затем формируются под влиянием обратной связи со средой [Rothbart, & Ahadi, 1994, p. 58]. Эта биологическая предрасположенность служит субстратом, на который наслаивается психологический и социальный опыт. С точки зрения психологии, взаимодействие между формирующейся идентичностью индивида и его социальным окружением имеет решающее значение. М. Сайед и И. Зайффге-Кренке исследовали, как семейный контекст вносит значительный вклад в развитие личности через сложную динамику поддержки, конфликта и привязанности [Syed, Seiffge-Krenke, 2013, p. 376]. Глобализация социального контекста привносит новые аспекты в развитие личности, поскольку индивиды ориентируются во все более взаимосвязанных, но культурно разнообразных средах.
Л.В. Янковская утверждает, что глобализация бросает вызов традиционным структурам идентичности и требует реконфигурации Я-концепции в ответ на более широкие общественные изменения [Янковская, 2021, с. 262]. Интеграция этих психологических и биологических перспектив дополняется работами К. Гукеса, М. Залка и М. Бэка, которые утверждают, что понимание развития личности требует целостного взгляда, учитывающего как стабильные черты, так и адаптивные реакции на стимулы окружающей среды [Geukes et al., 2018, p. 45].
Таким образом, диалектика между наследственными чертами и влиянием опыта формирует личность, подчеркивая адаптивную природу человеческой психологии в ответ на изменение внутреннего и внешнего мира.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева С.В. Формирования развития и саморазвития личности // Экономика и социум. – №2(15). – 2015. – С. 173-174.
2. Алиев Б.Х., Джаббаров Р.В. Проблема личности в образовании. – 2008. – С.16-20.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
4. Андреева И.А. Актуальные проблемы развития и формирования личности // Вестник Донецкого педагогического института. – № 3. – 2018. – С. 157-161.
5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. – М., 2006. – С. 426-433.
6. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. – 1982. – С. 140-147.
7. Асланова Н.Ф. Развитие личности // Вестник Донецкого педагогического института. – № 1. –2017. – С. 182-188.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Изд-во «Академия». – 2007. – 528 с.
9. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – Т. 24. – № 1. – 2008. – С. 29-46.
10. Басанова Т.А. О мировоззрении личности: научные представления. // Известия Южного федерального университета ТРТУ. – 2006. – Тематический выпуск. – С. 87-92.
11. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 188 с.
12. Бернс Р. Развитие «Я»: концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
13. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? – СПб.: Речь, 2010. – 224 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 1968. – 464 с.
15. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979. –№ 4.
16. Борисова Л.В. Воспитание как формирование и развитие личности // Молодой ученый. – 2022. – С. 1-5. [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17017/ (дата обращения: 19.06.2024).
17. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2009. – 272 с.
18. Вадурина Е.Н. Развитие личности в период взрослости // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – №9. – С. 229-231.
19. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – №5. – С.11-23.
20. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.
21. Воронкова В.Г. Формирование нового мировоззрения, нового человека, нового общества будущего // Future Human Image. – 2014. – Философия. – С. 134-151.
22. Выготский Л. С. Педология подростка. – М.: Издание Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. – 504 с.
23. Галли К. Национальное государство в глобальную эпоху // Россия в глобальной политике. – 2009. – № 5. – C. 146-158.
24. Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. [Электронный ресурс]. – URL: https:// vocabulary.ru/dictionary/27/word/lichnost. (дата обращения: 19.06.2024).
25. Ефимова Л.С. Понятие личности и условия ее формирования // Социальная психология. – № 3 (38) – 2012. – С. 40-44.
26. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с.
27. Исмагилова Ф.С., Асанова Г.М. Формирование личности и влияющие на неё факторы // Экономика и социум. – №11(90). – 2021. – С.1052-1056.
28. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
29. Краткий психологический словарь: под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. – 494 с.
30. Кле М. Психология подростка. – М.: Педагогика, 1991. 115 с.
31. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
32. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Питер, 2009. – 563 с.
33. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Пг.: Гос. изд-во, 1921. – 401 с.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.
35. Магомедова А.М. Кризис подросткового возраста // Мировая наука. – №5(26). – 2019. – С. 441-444.
36. Малкина-Пых И.Г. Психология возрастных кризисов. – М., 2005. – 416 с.
37. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
38. Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981. – 84 с.
39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 153 с.
40. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
41. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 278 с.
42. Погорельцева Ю.А. Психология личности. – СПб.: СПбГТУРП, 2011. – 105 с.
43. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. –180 с.
44. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. –№ 1. –1997. – С. 39-45.
45. Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М.: Изд-во УДН, 1987. – 200 с.
46. Ремшмидт X. Подростково-юношеский возраст: проблемы становления личности. – М.: Мир,1994. – 320 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 720 с.
48. Соколова Е.Е. Индивид и личность. Два рождения личности, по А.Н. Леонтьеву, и их критерии. [Электронный ресурс]. – http://www.psychology-online.net/articles/doc-1202.html (дата обращения: 19.06.2024).
49. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. – М.: Педагогика, 1979–1981. – Т.1 – 560 с. – Т.3 – 640 с.
50. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2 т. Т. 1. – Москва-Воронеж: Академия, 2005. – C. 116.
51. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Междунар. педагогич. академия, 1994. –192 с.
52. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – СПб., 1999. – 436 с.
53. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С. 39-51.
54. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Мир, 1996. – 218 с.
55. Юречко О.Н. Философская проблема становления и развития личности. – [Электронный ресурс]. – https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.144.167 (дата обращения: 19.06.2024).
56. Янковская Л.В. Образ жизни и самоосуществление личности в условиях глобализирующегося общества // Социокультурные императивы общества в условиях глобализации. – 2021. – С. 248-269.
57. Ясюкова Л.А. Влияние интеллектуального развития на становление эмоционально-коммуникативной сферы личности старшеклассников (лонгитюдное исследование) // Учёные записки ГИПСР. – 2009. – Вып. 2. – Т. 12. С. 139-145.
58. Ясюкова Л.А. Особенности социализации одарённой молодёжи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. – 2009. – Вып. 2. – Ч. I. – С. 60-73.
59. Ясюкова Л.А. Формирование и диагностика личностной толерантности подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. – 2008. – Вып. 4. – С. 60-78.
60. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка // Вестник РГНФ. – 2010. – № 3 (60). С. 201-225.
61. Ясюкова Л.А. Закономерные этапы возрастного развития // Народное образование. – 7-8. – 2016. – С.72-82.
62. Da-ju, Z., 2005. The Exploring Study on the Forming and Developing Mechanism of Personality. Journal of Zhang Zhou Teachers College and Social Philosophy.
63. Dunlop, W., 2016. Personality and Personality Development, pp. 258-266. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-397045-9.00187-7.
64. Geukes, K., Zalk, M., & Back, M., 2018. Understanding personality development. International Journal of Behavioral Development, 42, pp. 43 – 51. https://doi.org/10.1177/0165025416677847.
65. Klimstra, T., 2013. Adolescent Personality Development and Identity Formation. Child Development Perspectives, 7, pp. 80-84. https://doi.org/10.1111/CDEP.12017.
66. Rothbart, M., & Ahadi, S., 1994. Temperament and the development of personality.. Journal of abnormal psychology, 1031, pp. 55-66. https://doi.org/10.1037//0021-843X.103.1.55.
67. Syed, M., & Seiffge-Krenke, I., 2013. Personality development from adolescence to emerging adulthood: linking trajectories of ego development to the family context and identity formation. Journal of personality and social psychology, 104 2, pp. 371-84. https://doi.org/10.1037/a0030070.